Заметка с открытого урока по учебной дисциплине  «Историко-бытовой танец»

Заметка с открытого урока по учебной дисциплине «Историко-бытовой танец»

Заметка с открытого урока по учебной дисциплине

«Историко-бытовой танец»

3 курса специальности 51.02.01 Народное художественное творчество

(по виду: хореографическое творчество)

преподаватель высшей категории Назаренко Маргарита Сергеевна

 

16.10.2017

 

Формирование ценностно-смысловых компетенций у студентов отделения хореографии было продемонстрировано на дисциплине «Историко-бытовой танец» преподавателем Назаренко М.С.

Тема урока: Основные движения и элементы танцев XIX века. Французская кадриль.

Цель занятия и его результативность педагог предлагает студентам определить в конце урока.

В своем небольшом вступительном слове Маргарита Сергеевна (и я уверенна не в первый раз) подчеркивает, что хореографическое искусство представляет собой величайшую ценность мировой культуры. Познание разнообразных форм, видов и направлений танца способствует у студентов понимания роли искусства в развитии окружающего мира; пониманию своего предназначения как носителя культуры; развивает профессиональную мобильность, которая предполагает способность и готовность личности успешно приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность их будущей профессиональной деятельности.

Задачи урока, озвученные педагогом, понятны и восприняты студентами с пониманием: освоение стиля и манеры исполнения движений и элементов танцев XIX века; развитие самостоятельного ориентирования в способах творческой деятельности; воспитание музыкальной культуры и выразительности образных движений.

Бессменным помощником и концертмейстером на занятии – Щербакова Людмила Степановна, которая с полувзгляда и полудвижения понимает ведущего урок педагога.

Одним из основных движений танцев XIX века является Pas chasse, которое показывает и объясняет студентам Маргарита Сергеевна, а дальше идет постепенное, шаг за шагом проучивание танцевального материала. В ходе объяснения материала педагогом постоянно используется профессиональная терминология. После того, как проучены несколько форм, преподаватель называет первую, вторую, третью, которые должны исполнить студенты без остановки.

Pas chasse и его формы входят в танцевальную лексику многих бальных танцев XVIII-XIX веков, поэтому свободное владение ими важно не только с точки зрения развития танцевальной техники студентов, оно формирует осознанное исполнение, культуру движения, исполнительскую манеру, понимание значимости данного учебного материала для дальнейшего освоения танцевальной культуры прошлых эпох.

Историко-бытовой танец, как любой другой специальный предмет, предполагает импровизацию. И Маргарита Сергеевна не забывает подчеркнуть, что импровизация в танце – это способность двигаться без заученных в определенном порядке движений, комбинаций, рисунков. На данном уроке импровизация заключалась в том, чтобы исполнить танцевальную комбинацию под музыку. Задание исполнялось как группой, так и в парах. Этот прием развивает умение ориентироваться в учебном материале, чувствовать себя свободно, и, что особенно важно, развивает творческое мышление.

Разнообразные формы подачи педагогом нового материала, использование разных форм контроля знаний, самостоятельная работа студентов развивает не только их интерес к предмету, то несомненно важно для преподавателя, но и формирует способность понимать ценность культуры прошлых поколений, осознания значимости приобретения нового личностного и профессионального опыта, а значит и формирует ценностные установки, т.е. умение осмысливать и понимать.

Именно поэтому, на заданный педагогом вопрос, «Какова же была цель нашего сегодняшнего урока?» — студенты ответили четко и с пониманием. Не навязчиво был использован преподавателем и прием рефлексии: какие вы испытывали трудности в освоении нового материала? можно ли говорить о междисциплинарных и внутридисциплинарных связях; довольны ли вы результатом своей работы на уроке.

Анализируя урок, хочется отметить целесообразность выбора типа и структуры занятия (практическое); последовательность отдельных этапов занятия, обеспечение завершенности каждого отдельного этапа урока. Содержание занятия соответствовало программным требованиям и современному взгляду на проблему урока; связь учебного материала с современностью, установлением межпредметных связей; формирование и развитие интеллектуальных, эстетических чувств студентов; взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности, повышение творческой активности и самостоятельности студентов, формирование навыков самоконтроля.

Домашнее задание, предложенное преподавателем, предполагает творческое воображение студентов, использование полученных знаний на уроке.

Конец урока выглядел особенно элегантно, красиво. Педагог просит юношей исполнить поклон с достоинством кавалера XIX века. Улыбающиеся, благодарные лица студентов с любовью и поддержкой, смотрящие на преподавателя, ставят красивую точку урока.

В поле зрения преподавателя каждый студент; педагогический такт, стиль и тон в общении, внешний вид, культура речи, наличие авторитета у студентов – все это отметили коллеги, присутствующие на уроке. Преподаватель с огромным стажем работы, влюбленный в свой предмет, в очередной раз убедила всех присутствующих, что хореография была и остается той сферой искусства, которая призвана играть незаменимую роль в формировании ценностно-смысловой компетенции личности.

 

Сергеева М.Ю. – Почетный работник СПО,

преподаватель высшей категории